Met Gala: история

Met Gala — это одно из самых ярких и престижных событий в мире моды и искусства. Ежегодно Met Gala проходит в первый понедельник мая в Нью-Йорке, в Музее искусств Metropolitan Museum. Это благотворительное мероприятие, на котором собираются знаменитости, дизайнеры, художники, актёры и другие представители мира моды и искусства. Тема Met Gala меняется каждый год и организаторы определяют дресс-код, который соблюдают гости. После мероприятия проходит выставка «История моды» (Costume Institute Exhibition), которая открывается для публики.

 

Met Gala — это не просто мероприятие, это настоящее шоу, на котором звёзды соревнуются в оригинальности и креативности нарядов. Это событие становится центром внимания и обсуждения в мире моды и шоу-бизнеса. Каждый год Met Gala приносит нам много удивительных образов и запоминающихся моментов!

1948-1972

Первый бал Института костюма был создан синхронно с самим Музеем моды, который открылся при Метрополитен-музее в 1948 году в Нью Йорке. Основоположником выступила Элеанор Ламберт, которую любят называть «крестной матерью американской моды», ведь она основала CFDA - Council of Fashion Designers of America (Совет модельеров Америки), придумала Неделю моды в Нью-Йорке, впервые привезла коллекции американских дизайнеров в Россию и в десяток других стран.

 

Сейчас список гостей на Met Gala определяет Анна Винтур, британская журналистка, главный редактор американского издания журнала Vogue с 1988 года. Аренда столиков начинается от $25.000, но тогда, на первом балу в истории Института костюма, входной билет для всех желающих стоил $50. В стоимость входила и аренда платья, которое гостьи могли выбрать из фонда музея. Ещё одно отличие — в первый понедельник мая Met Gala проводится не так давно. Первый бал устроили в декабре, и какое-то время дата праздника блуждала по календарю от случая к случаю.

 

Бал 1960 года можно считать историческим для Met Gala событием хотя бы потому, что он впервые прошёл в знаменитом Great Hall музея Метрополитен. Чтобы понять, как это было, представьте себе героев сериала «Безумцы» в грандиозных интерьерах работы Ричарда Морриса Ханта: девушки с идеальными прическами, в мехах и приталенных платьях и безупречные джентльмены. А вместо традиционной инсталляции, которую каждый год разрабатывают в соответствии с темой бала, холл украшал гигантский настоящий сфинкс с египетской выставки музея.

 

1971-1972. Диана Вриланд (франко-американская обозревательница и редактор в области моды. Сотрудничала с такими популярными изданиями, как Harper's Bazaar и Vogue) решила не брать тайм-аут и после завершения карьеры в Vogue US сразу же занялась балом Института костюма в роли распорядителя. Инсайдеры говорят, что по сравнению с этим легендарным редактором, Анна Винтур — воплощение любви и добросердечности, но, судя по всему, без железного характера Вриланд не было бы того Met Gala, который мы имеем сейчас: именно ей удалось превратить праздник светских домохозяек в одно из главных событий модной индустрии, каждое из которых посвящено определённой теме и связано с выставкой.

1974–1984

Редакторы Vogue считают бал 1974 года первым в современной истории данного мероприятия, ведь как раз в 1974-м Met Gala впервые приурочили к одноимённой выставке, а звёзды подготовились к событию основательно — например, Мариса Беренсон (американская актриса и фотомодель), пришла в сверкающем костюме в духе «золотого века» Голливуда. Для 28-летней Шер этот бал стал дебютным — по такому поводу она надела почти прозрачное платье с белой вышивкой. Оно так понравилось Ким Кардашьян, что девушка появилась на Met Gala в его копии: только первоисточник шил кутюрье Боб Маки, а Ким обратилась за помощью к Питеру Дундасу из Roberto Cavalli.

 

Диана Вриланд в расшитом стеклярусом топе пришла на бал под руку с Ив Сен-Лораном. Именно в 1976 году маэстро показал свою знаменитую «Русскую коллекцию», обеспечив тем самым возвращение стиля a-la russe в большую моду — уже через два года, в 1978-м, бал посвятят выставке «Дягилев: костюмы и декорации к балетам». В тот вечер в Great Hall пришли и Бьянка Джаггер (никарагуанская и британская правозащитница, адвокат. Бывшая актриса и жена рок-музыканта Мика Джаггера), и Жаклин Кеннеди-Онассис (первая леди США с 1961 по 1963 год) в роскошной шубе в пол, и вообще все. Позже бывшая Первая леди США будет сораспорядительницей бала, а в 2001 году событие и вовсе станет трибьютом её вкладу в моду (на Met Gala, посвященном выставке «Жаклин Кеннеди: годы в Белом доме», появится, помимо прочих, Хиллари Клинтон в пышном леопардовом платье из органзы).

 

Выставку и бал впервые посвящают действующему дизайнеру: Диана вновь позирует фотографам, обнимая Ив Сен-Лорана (такая форма поддержки бренда оказалась очень удачной и её возьмут на вооружение в дальнейшем). Этот Met Gala был одним из последних, организованных Дианой. Уже через год, сразу после титанической работы одновременно над двумя выставками в Институте костюма, Диана начнёт постепенно отходить от дел, напишет автобиографию, а в 1989 году скончается в госпитале Ленокс-Хилл в возрасте 85 лет.

1995-2000

«Высокая мода». Бал 1995 года можно считать точкой отсчёта, с которой началось превращение мероприятия в мероприятие года: знаменитые гости, самые известные и красивые девушки, самые дорогие платья и молодая Анна Винтур. Сара Джессика Паркер, которая с каждым годом выбирает всё более смелые образы, пришла в скромном черном платье-ночнушке — это был её первый Met Gala. «Секс в большом городе» ещё не взорвал рейтинги, и с модой она пока обращалась осторожно. 

 

Кристиан Диор. Следующим после Yves Saint Laurent брендом, удостоившимся персонального бала, стал Christian Dior времён Джона Гальяно (британский модельер, известный благодаря своим эпатажным коллекциям. Являлся главным дизайнером французских модных компаний Givenchy, Christian Dior и своего собственного бренда John Galliano. В настоящее время Гальяно является креативным директором парижского дома моды Maison Margiela). Джон, известный любимчик Анны, решил не мелочиться и пришёл на вечер не с кем-нибудь, а с самой принцессой Дианой. Для неё он по такому случаю сшил довольно смелое платье в бельевом стиле, которому суждено было войти в историю — оно регулярно входит в экспозиции Дома и, в частности, приезжало в ГМИИ им. Пушкина в рамках выставки «Диор: под знаком искусства».

 

Джанни Версаче. 15 июля 1997 года Джанни Версаче был застрелен на ступенях своего собственного дома в Майами. Это повергло индустрию в шок: в нарядах Versace ходили первые красавицы Голливуда, Анна Винтур регулярно показывала его вещи на обложках Vogue, по всему миру открывались магазины бренда — Джанни погиб, достигнув вершины своей карьеры. Решение посвятить его памяти выставку в Институте костюма и Met Gala было логичным и ожидаемым. И конечно, все гости пришли в Versace: Мадонна — в шёлковом платье со звёздами, Сальма Хайек в чёрном платье со смелыми вырезами. Наследница империи Донателла Версаче (сестра Джанни), несмотря на семейную трагедию, выбрала сексуальное платье-бюстье.

 

В стиле «рок». Слегка запоздалое признание гранжа и стиля главных рокеров на уровне Института костюма случилось в 1999 году. На тот момент Met Gala уже достиг того уровня, когда  от разнообразия на красной ковровой дорожке глаза разбегались, но ещё не утратил духа настоящей вечеринки, на которой не только красиво, но и весело. Гостьи разделились на два лагеря: с одной стороны Шарлиз Терон, Мила Йовович и Амбер Валетта в мерцающих нарядах всех оттенков шампанского,  с другой — действительно рок-н-ролльные девушки во главе с Лив Тайлер и Стеллой Маккартни в одинаковых копеечных майках с надписью «Rock Royalty». 

2003-2011

«Богиня: классический образ». 2000-е уже вступают в свои права, а пёстрая толпа из Наоми Кэмпбелл, Виктории Бэкхем в обнимку с Доменико Дольче и Стефано Габбано на дорожке Met Gala — наглядная иллюстрация этой эпохи. Все сверкает: и веки гостей, и их наряды, и даже причёски, много короткого и прозрачного — так будет выглядеть мода до конца декады. Даже Анна Винтур соблазнилась жакетом из перьев марабу.

 

«Опасные связи: мода и декор в XVIII веке». Сейчас Met Gala — пожалуй, единственное мероприятие, на котором даже самые странные дизайнерские творения выглядят уместно, а звёзды любят этим пользоваться. Но, как видите, статус главной костюмированной вечеринки бал получил не сразу и какое-то время ничем не отличался от «Оскара». Однако же самые смелые уже в 2004-м успешно раскачивали лодку: королевами бала тогда были Эмбер Валетта (американская топ-модель, телеведущая и актриса) в напудренном парике, корсете и юбке John Galliano и Линда Евангелиста (канадская супермодель итальянского происхождения) в кутюрном Jean Paul Gaultier, стилизованном под кимоно.

 

Дом Chanel. В 2005 году все пришли в Chanel, в том числе и Анна Винтур. Это был очень протокольный, образцовый бал, что очень хорошо встраивалось в контекст: как раз в 2005 году вышел фильм «Дьявол носит Prada», снятый по книге бывшей помощницы Анны — Лорен Вайсбергер. Met Gala выглядел ровно как сцена из нашумевшей ленты, где все вечно худеют и присягают на Chanel. 

 

«Англомания: традиция и трансгрессия в британской моде». На Met Gala в 2006 году все взгляды были прикованы к двум англо-американским парам: к Джону Гальяно в парике и серебряных брюках с Шарлиз Терон в Christian Dior, которая выглядела как героиня фильмов Тима Бёртона, и к Саре Джессике Паркер с Александром Маккуином — оба в шотландке Alexander McQueen. Этот бал стоит любить хотя бы за то, что он стал единственным, на который согласился прийти не самый частый гость вечеринок — Александр Маккуин.

 

«Супергерои: мода и фантазия». Забавно, но факт: дресс-код посвященного супергероям бала соблюла только хозяйка вечера: Анна Винтур выбрала платье Chanel haute couture с футуристичными элементами, которое запросто могло бы понравиться какой-нибудь суперженщине. Но каноническим стал другой выход — усыпанное кристаллами атласное платье Versace на Жизель Бюндхен. Ещё несколько лет после Met Gala 2008 было невозможно найти список Best Dresses Ever, в котором не фигурировало бы это эталонное для нулевых творение Донателлы.

 

«Модель как муза: олицетворяющие моду». Выставка 2009 года охватила всех — от иконической Довимы (американская фотомодель, снимавшаяся и имевшая наибольшую популярность в 1950-х годах) до Наоми, Жизель и прочих ныне работающих известных девушек, которые появились на балу в полном составе. На этой ковровой дорожке, где гостями были сплошь звёзды подиумов, пальму первенства получила Кейт Мосс в серебристом мини и таком же тюрбане Marc Jacobs, которая пришла с дизайнером (и своим хорошим другом, для которого она, в последний на тот момент раз, вышла на подиум).

 

«Александр Маккуин: дикая красота». Снова печальный инфоповод, который, по иронии судьбы, стал для Института костюма самой большой удачей за всю его историю. 11 февраля 2010 года, через 9 дней после смерти матери, в гардеробной собственной квартиры повесился при жизни признанный гений Александр Маккуин. Куратор Эндрю Болтон в срочном порядке собрал выставку «Savage Beauty», ставшую своеобразным порталом в по-викториански мрачный мир дизайнера. Эта выставка и стала темой бала. Не стоит говорить, что вечер походил на показ архивных шедевров Alexander McQueen. Это было очень красиво. А сама выставка побила все рекорды и подняла показатели Института костюма на недосягаемую для остальных модных музеев высоту: всего за три месяца её посмотрели 660 тысяч человек. В прошлом году модернизированную экспозицию можно было увидеть в лондонском Музее Виктории и Альберта, и там она тоже прошла с аншлагом — организаторы продали 480 тысяч билетов.

2014-2019

2014. «Чарльз Джеймс: вне моды». Многие считают, что бал 2014 года был самым эффектным. Выставку, к которой он был приурочен, посвятили Чарльзу Джеймсу — «первому американскому кутюрье» и одному из любимых дизайнеров Дианы Вриланд. Такой выбор темы можно считать программным: 8 мая, после двух лет ремонтных работ открылось обновленное помещение Института костюма Anna Wintour Costume Center. Поэтому логично, что Анна решила остановиться на беспроигрышном для бала и выставки варианте — забытом, исконно американском дизайнере и его эталонных атласных платьях. 

 

2015. «Китай: в зазеркалье». В этот год славящаяся своей коммерческой хваткой Винтур решила сделать реверанс в сторону самого перспективного fashion-рынка — Китая. В итоге Met Gala 2015 стал эталонным в истории балов Института костюма: бэкстейдж снимал Марио Тестино (британский фотограф перуанского происхождения, один из важнейших мастеров модной фотографии), образы знаменитостей были на редкость смелыми, а Vogue развернул практически предвыборную кампанию по поводу вечеринки. Бал удался настолько, что про него сняли документальный фильм The first Monday in May — 13 апреля его премьера прошла в США. А интернет-пользователи (даже самые далекие от моды) запомнили Met Gala по мему: Сара Джессика Паркер в экстравагантной шляпе Philip Treacy исполняет роль огонька, на котором поджаривается «яичница» из Рианны в желтом кутюрном кейпе Guo Pei. Кстати, певица стала единственной гостьей мероприятия в наряде китайского дизайнера.

 

2016. «Manus Х Machina». Темой вечера стали взаимоотношения моды, технологии и человеческого мастерства. И хотя многие звёзды интерпретировали дресс-код, нарядившись в серебро, были и те, кто подошёл к задаче с большей изобретательностью. Например, наряд Эммы Уотсон был создан из переработанных пластиковых бутылок, платье Клэр Дейнс от Zac Posen светилось в темноте, а Каролина Куркова пришла в воздушном творении дизайнеров Marchesa и компьютера IBM, декор которого зажигался разными цветами в зависимости от эмоций, которые выражали о Met Ball пользователи соцсетей. Особое внимание гости уделили причёскам.

 

2017. Rei Kawakubo/Comme des Garcons. Дресс-код avant-garde black tie — в честь выставки Rei Kawakubo/Comme des Garcons: Art of the In-Between — гости бала восприняли по-разному. Кто-то действительно явился в авангардных нарядах, авторами которых были не только собственно Comme des Garcons, но и Maison Margiela (Кэти Перри в сшитом на заказ ярко-красном образе явно призвана была идеологически заменить отсутствующую Леди Гагу), и H&M, и даже Gucci. А уж платье-пуховик Соланж Ноулз от Тома Брауна мало кому удастся превзойти. Многие тем не менее пришли в классических золотых или русалочьих платьях.

 

2018. Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination. Тема взаимоотношений католичества и моды дала обширную почву для воображения: и выставка в Метрополитен-музее, и приуроченный к её открытию бал стали парадом ангельских нарядов и великолепия парадных облачений римских первосвященников. Если не все, как Рианна, решились на расшитые драгоценностями мантии папы римского, то уж на головных уборах  — нимбах, тиарах, терновых венцах — гости отыгрались вовсю, а Кэти Перри дополнила платье Versace огромными ангельскими крыльями. Были и совсем неожиданные, хотя и очень созвучные теме наряды: так, Зендея облачилась в доспехи Жанны д’Арк, а Лина Уэйт пришла в радужной накидке Carolina Herrera.

 

2019. Camp: Notes on Fashion. Тема выставки родилась благодаря Сьюзен Зонтаг (американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, философ, сценарист, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий). А именно её эссе 1964 года под названием «Заметки о кэмпе». В нём она заявила, что сущность кэмпа — в «любви к неестественному: искусственному и преувеличенному». Тут были и ар-нуво, и рисунки Обри Бердслея, и «Саломея» Висконти, и светильники Tiffany, и «Лебединое озеро», и Оскар Уайльд. В общем, в 2019-м гости Met Gala оторвались не на шутку: Джаред Лето нёс в руках свою голову, как модели на показе Gucci осень—зима 2018, Кэти Перри была в образе люстры с горящими свечами, Зендея выбрала самый подходящий костюм для бала — платье диснеевской Золушки, а Леди Гага, которая в этом году была сопредседательницей бала, успела сменить четыре наряда.

2020-2024

2020. About Time: Fashion and Duration. Из-за пандемии Метрополитен-музею впервые за 150-летнюю историю пришлось закрыться на шесть месяцев. И ежегодную выставку в Институте костюма, которая обычно открывается в первый понедельник мая и сопровождается Met Gala, перенесли на дождливый октябрь. Анна Винтур обещала, что бал состоится несмотря ни на что, и слово сдержала.

 

2021. In America: A Lexicon of Fashion. Куратор Эндрю Болтон собрал для бала «104 определения американской моды». При таком богатстве трактовок понятно, почему Met Gala 2021 остался без чёткого дресс-кода. Каждый гость интерпретировал тему «В Америке: лексикон моды» по-своему, и в итоге мы получили почти те же 104 определения американской моды, только без кураторского отбора Эндрю. Вечер запомнился кучей нарядов-манифестов (вроде корсета с надписью «Долой патриархат», в котором пришла Кара Делевинь) и, конечно, интерпретаций американы (Джей Ло, например, была в ковбойской шляпе).

 

2022. Gilded Glamour. Термин «позолоченный век» приписывается писателю Марку Твену и охватывает период 1870–1890-х годов — время бурного расцвета США. Небоскрёбы стремились ввысь, новые изобретения становились в очередь за патентами. Ну а самые предприимчивые американцы стремительно богатели и вдохновляли своим примером менее решительных соотечественников. Мода позолоченного века вполне соответствовала духу эпохи: это была мода излишеств. Казалось бы, ничего сложного, но в 2022-м стилистам не помогли ни чёткие мудборды, ни многочисленные исторические материалы. На Met Gala было предсказуемо много золота (Карди Би и Камила Мендес поняли дресс-код буквально). А ещё было много корсетов (самый эффектный выбрала Билли Айлиш), оперных перчаток, панье, тиар и цилиндров.

 

2023. Karl Lagerfeld: A Line of Beauty. Выставка в Институте костюма была посвящена Карлу Лагерфельду, полное название темы бала звучало так: «Карл Лагерфельд: Линия красоты». У куратора Эндрю Болтона была грандиозная цель: осветить всю карьеру дизайнера, охватывающую шесть десятилетий. Всего раздобыли около 150 экспонатов, представляющих работу Карла в Balmain, Patou, Chloe, Fendi, Chanel и Karl Lagerfeld. Многие гости восприняли название выставки слишком буквально. Так, Кендалл Дженер и Асап Роки переоделись в любимый образ Лагерфельда — черный пиджак и белую рубашку под ним. А Джаред Лето решил примерить костюм кошки Карла — Шуппет. К счастью, было достаточно и культовых платьев, вдохновлённых предметами руки Карла разных лет. В них отметились Дуа Липа, Пенелопа Круз и Жизель Бюндхен.

 

2024. Спящие красавицы: Пробуждение моды. На этот раз дресс-код «модного Оскара», который ежегодно проходит в Метрополитен-музее, получил название «Сад времени». Некоторые гости буквально поняли тему мероприятия: теннисистка Мария Шарапова и модель Джиджи Хадид предстали перед публикой в цветочных платьях, а многие гости по традиции оголились прямо на дорожке — среди них оказались манекенщица Эмили Ратаковски в прозрачном наряде Versace и Doja Cat в «голом» платье. Том Форд выбрал для мероприятия бархатный костюм не своего бренда. Выбор костюма от YSL, в модном доме которого какое-то время работал Форд, является тонкой отсылкой к теме дресс-кода.